Поль Сезанн краткая биография
Даты жизни и творчества.
1839, 19 января – Родился в Эксе.
1855 – Учится в коллеже Экса. Дружит с Золя.
1858 –1860 – Учится в муниципальной художественной школе в Эксе.
1861 –1862 – Мастерская Люиса. Знакомство с Писсарро и Клодом Моне. Пытается поступить в художественную школу изящных искусств в Париже, но его не принимают.
1863 - Знакомство с Базилем, который привел сезанна в мастерскую Глейра,куда ходили Моне,Сислей,Ренуар.
1864 – Работы Сезанна не принимаются Салоном.
1865 – Занимается в Academie Suisse в Париже.
1866 – Знакомство с Эдуардом Мане.
Работает над " Портрет Луи-Огюста Ренуара за чтением "
Пишет картины "Девушка у пианино","Натюрморт с морской раковиной и черными часами" 1869-1870 гг., который потом подарил Золя.
1870 - Художник знакомится с Гортензией Фике, которая становится натурщицей, а позже - женой.
1871 - Картины Писсарро могли привлечь Сезанна логической стройностью своих композиций, но учился Сезанн у Писсарро не этому,
а светлым тонам его палитры. Желание освободиться от темной живописи его раннего периода привело Сезанна к импрессионистам, и прежде всего к Камилю Писсарро,
который был близок ему своим стремлением превратить живописный метод в последовательную систему, связующую воедино композиционную структуру,
колорит и мазки кисти — саму ткань произведения.
1872 – Камиль Писсарро и Сезанн работали бок о бок, начиная с 1872 года. Об этом времени вспоминал впоследствии Люсьен Писсарро:
«Сезанн жил в Овере и проходил три километра пешком, чтобы поработать с отцом. Они бесконечно обсуждали теории, а однажды купили мастихины,
чтобы писать ими. От этого времени остались их картины: они очень похожи по манере и часто мотивы одни и те же. Однажды отец писал на поле,
а Сезанн сидел на траве и смотрел, как он работает. Проходивший мимо крестьянин сказал отцу: «Ваш работничек не утруждает себя».
Отец и Сезанн недолго писали мастихинами и стали писать раздельными мазками. Именно тогда Сезанн начал писать вертикальными мазками, а отец
длинной кистью клал на полотно мазки, выглядевшие как маленькие запятые. Невозможно определить, кто на кого влиял. Все, что я могу сказать,
это то, что Сезанн взял у отца одну из его картин, написанную в 1870 году, и копировал ее, вероятно, чтобы изучить приемы ее письма».
У Сезанна рождается сын. Знакомится с доктором Гаше.
Доктор Гаше — коллекционер и художник-любитель писал под псевдонимом Ван-Риссель — имел в своем доме в Овере станок для печатания гравюр,
и Камиль Писсарро приходил к нему работать вместе с Полем Сезанном.
В конце 1872 года Сезанн переезжает в Овер,
в дом доктора Поля Гаше.
1873 – Пишет картины "Дом повешенного", «Дом доктора Гаше в Овере» (1873 год, Музей д’Орсе, Париж).Работает в Овере.Знакомится с папашей Танги, торговцем красками, владельцем галереи где выставляли свои картины Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Клод Моне, Ренуар...
1874 – Участвует в Первой выставке импрессионистов.Подготовка к кооперативной выставке шла с грехом пополам. В марте доктор Гаше
обратился к Писсарро с просьбой организовать благотворительную распродажу картин в пользу Домье, прекрасного художника, иллюстратора и карикатуриста, который
неожиданно начал слепнуть. Члены «Анонимного общества художников» приняли в ней активное участие.
В результате, после разных отсрочек и проволочек, выставка, задуманная друзьями-художниками, пройдёт с 15-го апреля по 15-ое мая 1874 года.
Граф Дориа покупает "Дом повешенного" на этой выставке за 300 франков.
Благодаря дружбе двух художников появился в начале 1874 года портрет Сезанна работы Писсарро, который его автор хранил в своей мастерской до конца жизни.
Писсарро: "Сезанн не импрессионист, потому что он всю свою жизнь писал одну и ту же картину (речь шла о «Купальщицах»).Импрессионист — это художник,
который никогда не пишет одну и ту же картину, а каждый раз новую. Он (Сезанн ) никогда не писал солнечный свет, он всегда писал пасмурную погоду. "
Чтобы понять до глубины все значение совместной работы Писсарро и Сезанна на протяжении 70-х годов, надо вспомнить, что в начале XX века Сезанн,
которому было уже за шестьдесят, подписался «ученик Писсарро», как бы желая разделить со «смиренным и великим» Камилем Писсарро свою восходящую славу.
«Наш Сезанн подаёт большие надежды, – писал Писсарро Гийеме в июле, – я видел его за работой, его живопись замечательна по силе и мощи.
Если, на что я очень надеюсь, он останется на некоторое время в Овере, где собирается поселиться, он удивит многих художников, поспешивших осудить его».
1975 - Огюст Ренуар знакомит Сазанна с Виктором Шоке.
1876 – Отказывается от участия во Второй выставке импрессионистов.
1877 – Работает с Писсарро в Понтуазе, а также в Овере и Исси-ле-Мулино.Проходит третья выставка импрессионистов, на которой представлены
16 картин Сезанна .
1878 – Работает в Эксе. Отвергнут Салоном.
1879 – Работает в Эстаке.Сезанн отказывается от участия в четвёртой выставке импрессионистов, чтобы сохранить шанс попасть на Салон,
но жюри вновь отвергает его картины.
1881 – Работает с Писсарро и Гогеном в Понтуазе.
1882 – Работает с Ренуаром в Эстаке.Успех на Салоне.
1883 – Встречается с Монтичелли, Моне и Ренуаром.
1884 – Работает в окрестностях Экса. Синьяк покупает пейзаж Сезанна.
1885 – Работает в Эстаке и Эксе. Сезанн у Ренуара в Лa Рош-Гийон.
1886 – Умирает отец Сезанна. Разрыв с Золя после опубликования романа, в котором Сезанн узнает себя в художнике-неудачнике.
1888 – Париж.Пишет картину «Пьеро и Арлекин» (1888 год, Государственный музей изобразительных искусств им, А. С. Пушкина, Москва)Первая статья Гюисманса о Сезанне в «Ла Краваш».
1889 –1890 – Выставляет свои работы в Брюсселе вместе с «Группой двадцати».
1891 – Бернар и Анкетен восхищаются творчеством Сезанна в интервью, опубликованном в одном из парижских еженедельников. Пишет картины вместе с Ренуаром, навестившим его в Провансе.
1892 – Создает серии картин: Игроки в карты, Купальщицы, Гора Сент-Виктуар.
1894 - Сезанн гостит в Живерни, деревушке в департаменте Эр, у Клода Моне.
1895 – Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара. Писсарро писал своим сыновьям Жоржу и Люсьену: "Коллекционеры - глупцы,
они ничего не понимают, между тем это первоклассный художник, удивительно тонкий, правдивый и классичный. Мой восторг не сравнить с ренуаровским,
даже Дега попал под очарование этого утонченного дикаря, и Моне, и мы все...".
1897- Воллар скупает все картины Сезанна, которые были на тот момент в мастерской Сезанна.
1899 - В январе 1899 года на благотворительной распродаже, устроенной в пользу детей Сислея, умершего в полной нищете, одна из картин Сезанна
ушла за 2300 франков, за другую началась настоящая борьба, цену взвинтили до рекордной отметки в 6750 франков. Публика начала роптать,
но тут со своего места поднялся крупный, уверенный в себе мужчина, которого не интересовало мнение толпы. «Эту картину покупаю я,
— заявил он. — Меня зовут Клод Моне».
1900 – Картины Сезанна представлены на Всемирной выставке в Париже. Начало его широкой известности. М. Дени пишет картину Похвала Сезанну.
1901 – Строит в Эксе большую мастерскую.
1902 - Скончался Эмиль Золя. Узнав о кончине Золя, Сезанн разрыдался. Закрывшись в своей мастерской, он весь день лил слёзы,
оплакивая ушедшую юность, разбитую дружбу, близившуюся к закату жизнь.
1904 – на второй выставке Осеннего салона один из залов был целиком посвящён творчеству Сезанна . Там было представлено порядка тридцати
его картин.Варианты Горы Сент-Виктуар. Парижская пресса пишет о растущей славе Сезанна.
1906, 22 октября – Сезанн умирает в Эксе от воспаления легких.
Ранние Годы
Ранние Годы Родился 19 января 1839 года в Экс- ан-Провансе. Его отец, Филипп Август , был одним из основателей банковской фирмы, которая процветала на протяжении всей жизни художника, предоставляя ему финансовую независимость, что было недоступно для большинства его современников. В 1852 году Поль Сезанн поступил в колледже Бурбон, где познакомился и подружился с Эмилем Золя. Эта дружба была решающей для мужчин : с юношеским романтизмом они видели успешную карьеру в парижском мире искусства, Сезанна как художника и Золя как писателя. Сезанн начал изучать живопись и рисунок в Школе изящных искусств в Экс в 1856 году. Его отец выступал против стремления сына к карьере художника, и в 1858 году он убедил сына пойти в юридическую школу в Университете Экс . Хотя Сезанн продолжил изучение закона в течение нескольких лет , он одновременно поступил и в школу дизайна в Экс , где и оставался до 1861 года . В 1861 Сезанн окончательно убедил отца позволить ему поехать в Париж . Он планировал присоединиться к Золя в Париже и поступить в Школу изящных искусств. Но его заявление было отклонено , и, хотя он получил вдохновение от посещения Лувра , в частности, от исследования картин Диего Веласкеса и Караваджо , Сезанн испытывал неуверенность в себе и вернулся в Экс. Он приобщился к банковскому дому отца , но продолжал учиться в школе дизайна . Остальная часть десятилетия была периодом неопределенности для Сезанна . Его попытка работать в бизнесе своего отца была неудачной , и он вернулся в Париж в 1862 году и оставался там год-полтора. В этот период он встретил Моне и Писсарро, познакомился с революционными работами Гюстава Курбе и Эдуарда Мане . Поль Сезанн также восхищался огненной романтикой картин Эжена Делакруа . Сезанн не испытывал комфорта в парижской жизни и периодически возвращается в Экс , где он мог работать в относительной изоляции. Там же он оставался и во время франко-прусской войны ( 1870-1871 ) .
Работы 1860-х годов
Картины Поля Сезанна 1860-х годов имеют мало сходства со зрелым стилем художника.Творчество носит ярко выраженный романтический характер:
сцены насилия “Убийство”,( 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), “Натюрморт с черепом и подсвечником”,( 1865-67, частное собрание, Швейцария),
эротические видения “Оргия”,( 1864-68, частное собрание, Париж).
Основными темами картин являются задумчивость и меланхолия, которые включают в себя фантазии, мечты, религиозные образы.
Ранние работы Сезанна, написанные в 1860-е гг. в Париже, отмечены влиянием Домье и Курбе.
У Домье ранний Сезанн воспринял те романтические моменты, ту заостренную экспрессивность форм и динамику композиционного построения.
Сезанн, как и Курбе, часто предпочитал кисти - шпатель. Но, в отличие от Курбе, осязаемая плотность живописи
достигается не столько светотеневой моделировкой, сколько цветовыми контрастами. И эта тенденция к передаче материальности мира чисто
живописными средствами вскоре станет ведущей в творчестве художника.
Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два
декоративных панно “Весна” и “Осень” (1859-62, Пти Пале, Париж).
.
Хотя Сезанн получил поддержку от Писсарро и некоторых других импрессионистов в течение 1860-х годов, его работы были последовательно отвергнуты
ежегодным Салоном и подвергались насмешкам чаще и в большей степени, чем ранние работы других экспериментаторов-художников,
принадлежащих к одному и тому же поколению.
В числе значительных работ раннего периода “Портрет отца” (1867 (?), частное собрание),“Девушка у пианино” (ок. 1869, Эрмитаж).Другое
название картины “Увертюра к Тангейзеру”,"Натюрморт с морской раковиной и черными часами" 1869-1870 гг., который потом был подарен Золя.
На рубеже 1860-70 гг. начинается тема “купальщиц” и “купальщиков”, которая станет важной в последующие десятилетия
Сезанн и импрессионизм
В 1872 году Поль Сезанн переехал в Понтуаз , где он провел 2 года и очень тесно сотрудничал с Писсарро . В этот период Сезанн убедился, что надо рисовать прямо с натуры, в результате чего романтические и религиозные сюжеты стали исчезать из его полотен. Кроме того, мрачный , темный диапазон его палитры стал уступать свежему, более яркому цвету . Одним из первых полотен под влиянием импрессионизма можно назвать картину «Дом повешенного», написанную в 1872 году. Она очень светлая и сильно отличается от ранних работ. Написана она тонкими мазками, но в то же время в ней есть та сила, мощь и устойчивость, которые отличают картины Сезанна. Результатом его пребывания в Понтуаз стало решение Сезанна принять участие в первой выставке импрессионистов в 1874 году. Эта историческая выставка, которая была организована радикальными художниками,картины которых были отвергнуты официальным салоном, появилось понятие " импрессионизм" - от изначально уничижительного выражения придуманного критиками. В следующий раз Сезанн принял участие в выставке импрессионистов в 1877 году и представил на ней 16 картин. После 1877 года Сезанн постепенно отошел от своих коллег импрессионистов и работал в растущей изоляции в своем доме на юге Франции. Не отрицая колористических достижений школы К. Моне, Сезанн возражает против самого стремления фиксировать мир в его бесконечной изменчивости. В противовес он выдвигает некие общие, неизменные представления о реальности, которые, по мнению художника, основываются на выявлении внутренней геометрической структуры природных форм. Писсарро: "Сезанн не импрессионист, потому что он всю свою жизнь писал одну и ту же картину (речь шла о «Купальщицах»).Импрессионист — это художник, который никогда не пишет одну и ту же картину, а каждый раз новую. Сезанн никогда не писал солнечный свет, он всегда писал пасмурную погоду. " Искусству Сезанна присуща созерцательность. Воллар назвал процесс его работы «размышлением с кистью в руке». Живописец мечтал «вернуться к классицизму через природу». «Писать — это не значит рабски копировать объект,—говорил художник, —это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, это значит перевести их в свою собственную гамму...».
Творчество
В течение 1880 года Поля Сезанна его друзья видели все меньше и меньше, этому послужило несколько личных событий, которые подействовали на него очень глубоко. В 1886 году он женился на Гортензии Фике, модель, с которой он жил уже 17 лет.В этом же году умирает его отец. Однако наиболее значительным событием этого года была публикация романа Золя. Героем этой истории стал художник (по общему признанию, собирательный образ, за основу которого был взят Сезанн), которого Золя представил как художника-неудачника. Сезанн принял эту историю как критическое изображение его собственной карьеры. Ему было горько и больно. После этого он никогда более не общался с Золя. В 1895 году, в значительной мере благодаря настоянию Писсарро, Моне, Ренуара и, дилеру Амбруазу Воллару мир увидел большое количество картин Сезанна, а общественный интерес к его работам начал расти. В 1899, 1901, и 1902 годах художник выставлялся в Салоне " Независимых" в Париже, а в 1904 году ему предоставили целую комнату в Осеннем Cалоне, на котором было представлено более 30 работ художника. Во время работы над картиной «Хижина Журдина» осенью 1906 года 15 октября его настигла непогода, он простудился и заболел. Сезанн умер в Экс 22 октября 1906 года от воспаления лёгких и был похоронен на кладбище в Экс-ан-Провансе.
Творчество Сезанна необычайно многогранно. Одно из главных мест в творчестве Сезанна занимал пейзаж - гору Сент-Виктория художник писал 60 раз («Гора Сент-Виктория» Метрополитен-музей, «Гора Сент-Виктория» институт Курто, «Гора Сент-Виктория» Эрмитаж).В картине "Поместье в Медане" 1879-1881 гг Сезанн использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска. Наряду с пейзажами «Дома у дороги», «Озеро в Аннеси», «Поворот дороги в Монжеру», художник уделял большое внимание портретному жанру («Мальчик в красной жилетке», «Курильщик»). Сезанн исполнил свыше 40 портретов своей жены : «Женщина в зеленой шляпе», «Мадам Сезанн», «Мадам Сезанн в красном кресле» и 35 автопортретов. Сезанн писал яркие сюжетные композиции («Пьеро и Арлекин» 1888, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) и жанровые сцены («Игроки в карты» 1890—92, Собрание Барнеса, Мерион, Филадельфия).И это был уже не импрессионизм. Возникло новое направление в живописи - постимпрессионизм. Одно из наиболее важных мест в творчестве Сезанна занимает натюрморт: художник написал около двухсот произведений этого жанра («Натюрморт с кувшином», «Натюрморт с тарелкой вишен», «Персики и груши», «Натюрморт с драпировкой» ). Сезанн постоянно возвращается к мотиву «купальщиц» и «купальщиков». «Большие купальщицы», «Купальщики» свидетельствуют об интересных поисках Сезанна в области монументальной живописи. Позднее же творчество Сезанна уже тяготеет к некоторой абстрактности живописных построений («Натюрморт с яблоками, бутылкой и молочником», «Река у моста трех ключей»). Постоянные поиски Сезанна приводят его к выводу, что в природе есть только три формы, из которых состоит все: цилиндр, круг, сфера. Художественные методы и теории Сезанна оказали огромное влияние на формирование новых течений в живописи. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы “Наби”, фовистов и кубистов, Матисса, Пикассо, русских “сезаннистов” из “Бубнового валета”. Сезанна рассматривали как “художника для художников” и представителя “чистой живописи”, создателя своего рода философской концепции мира и искусства. Работая медленно и терпеливо, он преобразовал беспокойную силу своего раннего творчества в структурированый изобразительный язык, который затронул почти каждое направление радикального искусства 20 века.
Сезанн об искусстве
«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!» Далее...
Произведения
Фото