Поль Сезанн краткая биография
Даты жизни и творчества.
1839, 19 января – Родился в Эксе.
1855 – Учится в коллеже Экса. Дружит с Золя.
1858 –1860 – Учится в муниципальной художественной школе в Эксе.
1861 –1862 – Мастерская Люиса. Знакомство с Писсарро и Клодом Моне. Пытается поступить в художественную школу изящных искусств в Париже, но его не принимают.
1863 - Знакомство с Базилем, который привел сезанна в мастерскую Глейра,куда ходили Моне,Сислей,Ренуар.
1864 – Работы Сезанна не принимаются Салоном.
1865 – Занимается в Academie Suisse в Париже.
1866 – Знакомство с Эдуардом Мане.
Работает над " Портрет Луи-Огюста Ренуара за чтением "
Пишет картины "Девушка у пианино","Натюрморт с морской раковиной и черными часами" 1869-1870 гг., который потом подарил Золя.
1870 - Художник знакомится с Гортензией Фике, которая становится натурщицей, а позже - женой.
1871 - Картины Писсарро могли привлечь Сезанна логической стройностью своих композиций, но учился Сезанн у Писсарро не этому,
а светлым тонам его палитры. Желание освободиться от темной живописи его раннего периода привело Сезанна к импрессионистам, и прежде всего к Камилю Писсарро,
который был близок ему своим стремлением превратить живописный метод в последовательную систему, связующую воедино композиционную структуру,
колорит и мазки кисти — саму ткань произведения.
1872 – Камиль Писсарро и Сезанн работали бок о бок, начиная с 1872 года. Об этом времени вспоминал впоследствии Люсьен Писсарро:
«Сезанн жил в Овере и проходил три километра пешком, чтобы поработать с отцом. Они бесконечно обсуждали теории, а однажды купили мастихины,
чтобы писать ими. От этого времени остались их картины: они очень похожи по манере и часто мотивы одни и те же. Однажды отец писал на поле,
а Сезанн сидел на траве и смотрел, как он работает. Проходивший мимо крестьянин сказал отцу: «Ваш работничек не утруждает себя».
Отец и Сезанн недолго писали мастихинами и стали писать раздельными мазками. Именно тогда Сезанн начал писать вертикальными мазками, а отец
длинной кистью клал на полотно мазки, выглядевшие как маленькие запятые. Невозможно определить, кто на кого влиял. Все, что я могу сказать,
это то, что Сезанн взял у отца одну из его картин, написанную в 1870 году, и копировал ее, вероятно, чтобы изучить приемы ее письма».
У Сезанна рождается сын. Знакомится с доктором Гаше.
Доктор Гаше — коллекционер и художник-любитель писал под псевдонимом Ван-Риссель — имел в своем доме в Овере станок для печатания гравюр,
и Камиль Писсарро приходил к нему работать вместе с Полем Сезанном.
В конце 1872 года Сезанн переезжает в Овер,
в дом доктора Поля Гаше.
1873 – Пишет картины "Дом повешенного", «Дом доктора Гаше в Овере» (1873 год, Музей д’Орсе, Париж).Работает в Овере.Знакомится с папашей Танги, торговцем красками, владельцем галереи где выставляли свои картины Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Клод Моне, Ренуар...
1874 – Участвует в Первой выставке импрессионистов.Подготовка к кооперативной выставке шла с грехом пополам. В марте доктор Гаше
обратился к Писсарро с просьбой организовать благотворительную распродажу картин в пользу Домье, прекрасного художника, иллюстратора и карикатуриста, который
неожиданно начал слепнуть. Члены «Анонимного общества художников» приняли в ней активное участие.
В результате, после разных отсрочек и проволочек, выставка, задуманная друзьями-художниками, пройдёт с 15-го апреля по 15-ое мая 1874 года.
Граф Дориа покупает "Дом повешенного" на этой выставке за 300 франков.
Благодаря дружбе двух художников появился в начале 1874 года портрет Сезанна работы Писсарро, который его автор хранил в своей мастерской до конца жизни.
Писсарро: "Сезанн не импрессионист, потому что он всю свою жизнь писал одну и ту же картину (речь шла о «Купальщицах»).Импрессионист — это художник,
который никогда не пишет одну и ту же картину, а каждый раз новую. Он (Сезанн ) никогда не писал солнечный свет, он всегда писал пасмурную погоду. "
Чтобы понять до глубины все значение совместной работы Писсарро и Сезанна на протяжении 70-х годов, надо вспомнить, что в начале XX века Сезанн,
которому было уже за шестьдесят, подписался «ученик Писсарро», как бы желая разделить со «смиренным и великим» Камилем Писсарро свою восходящую славу.
«Наш Сезанн подаёт большие надежды, – писал Писсарро Гийеме в июле, – я видел его за работой, его живопись замечательна по силе и мощи.
Если, на что я очень надеюсь, он останется на некоторое время в Овере, где собирается поселиться, он удивит многих художников, поспешивших осудить его».
1975 - Огюст Ренуар знакомит Сазанна с Виктором Шоке.
1876 – Отказывается от участия во Второй выставке импрессионистов.
1877 – Работает с Писсарро в Понтуазе, а также в Овере и Исси-ле-Мулино.Проходит третья выставка импрессионистов, на которой представлены
16 картин Сезанна .
1878 – Работает в Эксе. Отвергнут Салоном.
1879 – Работает в Эстаке.Сезанн отказывается от участия в четвёртой выставке импрессионистов, чтобы сохранить шанс попасть на Салон,
но жюри вновь отвергает его картины.
1881 – Работает с Писсарро и Гогеном в Понтуазе.
1882 – Работает с Ренуаром в Эстаке.Успех на Салоне.
1883 – Встречается с Монтичелли, Моне и Ренуаром.
1884 – Работает в окрестностях Экса. Синьяк покупает пейзаж Сезанна.
1885 – Работает в Эстаке и Эксе. Сезанн у Ренуара в Лa Рош-Гийон.
1886 – Умирает отец Сезанна. Разрыв с Золя после опубликования романа, в котором Сезанн узнает себя в художнике-неудачнике.
1888 – Париж.Пишет картину «Пьеро и Арлекин» (1888 год, Государственный музей изобразительных искусств им, А. С. Пушкина, Москва)Первая статья Гюисманса о Сезанне в «Ла Краваш».
1889 –1890 – Выставляет свои работы в Брюсселе вместе с «Группой двадцати».
1891 – Бернар и Анкетен восхищаются творчеством Сезанна в интервью, опубликованном в одном из парижских еженедельников. Пишет картины вместе с Ренуаром, навестившим его в Провансе.
1892 – Создает серии картин: Игроки в карты, Купальщицы, Гора Сент-Виктуар.
1894 - Сезанн гостит в Живерни, деревушке в департаменте Эр, у Клода Моне.
1895 – Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара. Писсарро писал своим сыновьям Жоржу и Люсьену: "Коллекционеры - глупцы,
они ничего не понимают, между тем это первоклассный художник, удивительно тонкий, правдивый и классичный. Мой восторг не сравнить с ренуаровским,
даже Дега попал под очарование этого утонченного дикаря, и Моне, и мы все...".
1897- Воллар скупает все картины Сезанна, которые были на тот момент в мастерской Сезанна.
1899 - В январе 1899 года на благотворительной распродаже, устроенной в пользу детей Сислея, умершего в полной нищете, одна из картин Сезанна
ушла за 2300 франков, за другую началась настоящая борьба, цену взвинтили до рекордной отметки в 6750 франков. Публика начала роптать,
но тут со своего места поднялся крупный, уверенный в себе мужчина, которого не интересовало мнение толпы. «Эту картину покупаю я,
— заявил он. — Меня зовут Клод Моне».
1900 – Картины Сезанна представлены на Всемирной выставке в Париже. Начало его широкой известности. М. Дени пишет картину Похвала Сезанну.
1901 – Строит в Эксе большую мастерскую.
1902 - Скончался Эмиль Золя. Узнав о кончине Золя, Сезанн разрыдался. Закрывшись в своей мастерской, он весь день лил слёзы,
оплакивая ушедшую юность, разбитую дружбу, близившуюся к закату жизнь.
1904 – на второй выставке Осеннего салона один из залов был целиком посвящён творчеству Сезанна . Там было представлено порядка тридцати
его картин.Варианты Горы Сент-Виктуар. Парижская пресса пишет о растущей славе Сезанна.
1906, 22 октября – Сезанн умирает в Эксе от воспаления легких.
Ранние Годы
Ранние Годы
Родился 19 января 1839 года в Экс- ан-Провансе. Его отец, Филипп Август , был одним из основателей банковской фирмы, которая
процветала на протяжении всей жизни художника, предоставляя ему финансовую независимость, что было недоступно для большинства
его современников. В 1852 году Поль Сезанн поступил в колледже Бурбон,
где познакомился и подружился с Эмилем Золя. Эта дружба была решающей для мужчин : с юношеским романтизмом они видели успешную
карьеру в парижском мире искусства, Сезанна как художника и Золя как писателя. Сезанн начал изучать живопись и рисунок
в Школе изящных искусств в Экс в 1856 году. Его отец выступал против стремления сына к карьере художника, и в 1858 году он убедил
сына пойти в юридическую школу в Университете Экс . Хотя Сезанн продолжил изучение закона в течение нескольких лет , он одновременно
поступил и в школу дизайна в Экс , где и оставался до 1861 года . В 1861 Сезанн окончательно убедил отца позволить ему поехать в Париж .
Он планировал присоединиться к Золя в Париже и поступить в Школу изящных искусств. Но его заявление было отклонено , и, хотя он получил
вдохновение от посещения Лувра , в частности, от исследования картин Диего Веласкеса и Караваджо , Сезанн испытывал неуверенность в себе и
вернулся в Экс. Он приобщился к банковскому дому отца , но продолжал учиться в школе дизайна . Остальная часть десятилетия
была периодом неопределенности для Сезанна . Его попытка работать в бизнесе своего отца была неудачной , и он вернулся в Париж
в 1862 году и оставался там год-полтора. В этот период он встретил Моне и Писсарро, познакомился с революционными работами Гюстава Курбе и Эдуарда Мане .
Поль Сезанн также восхищался огненной романтикой картин Эжена Делакруа . Сезанн не испытывал комфорта в парижской жизни и
периодически возвращается в Экс , где он мог работать в относительной изоляции. Там же он оставался и во время франко-прусской войны ( 1870-1871 ) .
Работы 1860-х годов
Картины Поля Сезанна 1860-х годов имеют мало сходства со зрелым стилем художника.Творчество носит ярко выраженный романтический характер:
сцены насилия “Убийство”,( 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), “Натюрморт с черепом и подсвечником”,( 1865-67, частное собрание, Швейцария),
эротические видения “Оргия”,( 1864-68, частное собрание, Париж).
Основными темами картин являются задумчивость и меланхолия, которые включают в себя фантазии, мечты, религиозные образы.
Ранние работы Сезанна, написанные в 1860-е гг. в Париже, отмечены влиянием Домье и Курбе.
У Домье ранний Сезанн воспринял те романтические моменты, ту заостренную экспрессивность форм и динамику композиционного построения.
Сезанн, как и Курбе, часто предпочитал кисти - шпатель. Но, в отличие от Курбе, осязаемая плотность живописи
достигается не столько светотеневой моделировкой, сколько цветовыми контрастами. И эта тенденция к передаче материальности мира чисто
живописными средствами вскоре станет ведущей в творчестве художника.
Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два
декоративных панно “Весна” и “Осень” (1859-62, Пти Пале, Париж).
.
Хотя Сезанн получил поддержку от Писсарро и некоторых других импрессионистов в течение 1860-х годов, его работы были последовательно отвергнуты
ежегодным Салоном и подвергались насмешкам чаще и в большей степени, чем ранние работы других экспериментаторов-художников,
принадлежащих к одному и тому же поколению.
В числе значительных работ раннего периода “Портрет отца” (1867 (?), частное собрание),“Девушка у пианино” (ок. 1869, Эрмитаж).Другое
название картины “Увертюра к Тангейзеру”,"Натюрморт с морской раковиной и черными часами" 1869-1870 гг., который потом был подарен Золя.
На рубеже 1860-70 гг. начинается тема “купальщиц” и “купальщиков”, которая станет важной в последующие десятилетия
Сезанн и импрессионизм
В 1872 году Поль Сезанн переехал в Понтуаз , где он провел 2 года и очень тесно сотрудничал с Писсарро .
В этот период Сезанн убедился, что надо рисовать прямо с натуры, в результате чего романтические и религиозные сюжеты
стали исчезать из его полотен. Кроме того, мрачный , темный диапазон его палитры стал уступать свежему, более яркому цвету .
Одним из первых полотен под влиянием импрессионизма можно назвать картину «Дом повешенного», написанную в 1872 году.
Она очень светлая и сильно отличается от ранних работ. Написана она тонкими мазками, но в то же время в ней есть та сила,
мощь и устойчивость, которые отличают картины Сезанна.
Результатом его пребывания в Понтуаз стало решение Сезанна принять участие в первой выставке импрессионистов в 1874 году. Эта историческая выставка,
которая была организована радикальными художниками,картины которых были отвергнуты официальным салоном, появилось понятие " импрессионизм" - от
изначально уничижительного выражения придуманного критиками.
В следующий раз Сезанн принял участие в выставке импрессионистов в 1877 году и представил на ней 16 картин.
После 1877 года Сезанн постепенно отошел от своих коллег импрессионистов и работал в растущей изоляции в своем доме на юге Франции.
Не отрицая колористических достижений школы К.
Моне, Сезанн возражает против самого стремления фиксировать мир в его
бесконечной изменчивости. В противовес он выдвигает некие общие, неизменные
представления о реальности, которые, по мнению художника, основываются на
выявлении внутренней геометрической структуры природных форм.
Писсарро: "Сезанн не импрессионист, потому что он всю свою жизнь писал одну и ту же картину
(речь шла о «Купальщицах»).Импрессионист — это художник,
который никогда не пишет одну и ту же картину, а каждый раз новую.
Сезанн никогда не писал солнечный свет, он всегда писал пасмурную погоду. "
Искусству Сезанна присуща созерцательность. Воллар назвал процесс его
работы «размышлением с кистью в руке». Живописец мечтал «вернуться к
классицизму через природу». «Писать — это не значит рабски копировать объект,—говорил художник,
—это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, это значит
перевести их в свою собственную гамму...».
Творчество
В течение 1880 года Поля Сезанна его друзья видели все меньше и меньше, этому послужило несколько личных событий, которые подействовали на него очень глубоко. В 1886 году он женился на Гортензии Фике, модель, с которой он жил уже 17 лет.В этом же году умирает его отец. Однако наиболее значительным событием этого года была публикация романа Золя.

Творчество Сезанна необычайно многогранно. Одно из главных мест в творчестве Сезанна занимал пейзаж - гору Сент-Виктория художник писал 60 раз («Гора Сент-Виктория» Метрополитен-музей, «Гора Сент-Виктория» институт Курто, «Гора Сент-Виктория» Эрмитаж).В картине "Поместье в Медане" 1879-1881 гг Сезанн использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска. Наряду с пейзажами «Дома у дороги», «Озеро в Аннеси», «Поворот дороги в Монжеру», художник уделял большое внимание портретному жанру («Мальчик в красной жилетке», «Курильщик»). Сезанн исполнил свыше 40 портретов своей жены : «Женщина в зеленой шляпе», «Мадам Сезанн», «Мадам Сезанн в красном кресле» и 35 автопортретов. Сезанн писал яркие сюжетные композиции («Пьеро и Арлекин» 1888, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) и жанровые сцены («Игроки в карты» 1890—92, Собрание Барнеса, Мерион, Филадельфия).И это был уже не импрессионизм. Возникло новое направление в живописи - постимпрессионизм.

Сезанн об искусстве
«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!» Далее...
Произведения
Фото