Поль Сезанн картины
Купальщицы и Купальщики
Картины Сезанна, посвященные купальщикам, с одной стороны, продолжали старую традицию европейского искусства, с другой, знаменовали вызов салонно-академическим ню. Весь цикл его "Купальщиков" оплодотворен идеей ушедшего счастливого времени, но не салонного Золотого века, а счастливого времени его собственной юности в Эксе, когда он со школьными друзьями отправлялся за город на берег реки Арк. Сезанн стремился выражать свои ощущения непосредственно, отказываясь следовать условным формулам, и потому его живопись становилась "неуклюжей", как живопись примитивистов. Если даже в пленэрных пейзажах художник не до конца разделял взгляды импрессионистов, то в композициях целиком сочиненных, он далеко расходится с ними, не отказываясь при этом от их завоеваний в области цвета и письма. Именно в "Купальщиках" сезанновская философия искусства резко восставала против мимолетности импрессионизма. Здесь он действовал как хороший строитель, прежде всего заботившийся о прочности постройки. Холст из собрания Кребса - пирамидальная конструкция, выражающая идею устойчивости, без которой не может обойтись динамический мир.