Поль Сезанн

 

Поль Сезанн.  Девушка у пианино (Увертюра к

 

Девушка у пианино (Увертюра к "Тангейзеру"). 1868г
Холст, масло 57x92 cm . Санкт-Петербург Эрмитаж.

Картина написана в Жа-де-Буффан. Тот же декор обоев использован в написанном позднее "Автопортрет в соломенной шляпе"(1879-1890гг), а кресло представлено в раннем "Портрете Луи-Огюста Сезанна" (1866г, Национальная галерея, Вашингтон).
Один из друзей Сезанна, Марион, рассказывает в письме: "Недавно он (Сезанн) за одно утро наполовину написал великолепный холст... Он будет назван "Увертюра к "Тангейзеру" (...). Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера..."
Картина, которую мы можем увидеть в Эрмитаже, - это третий, окончательный вариант, две предыдущие не сохранились. В композиции возобладало спокойствие, уравновешенность, в ней нет и следа "свирепой и подавляющей силы", а напротив, разлито спокойствие, окрашенное легкой печалью. Сезанн здесь подводит итог целой серии семейных сцен и портретов..."

 

 

Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948г
Картина написана в Жа де Буффен, имении в окрестностях Экса, принадлежавшем родителям Сезанна. Персонажи этой сцены в интерьере - мать и сестра художника.
Музицирование - мотив, популярный у художников-новаторов этой эпохи. Название "Увертюра к Тангейзеру" напоминает о музыке Рихарда Вагнера, которая стала символом нового искусства. Сдержанный и напряженный колорит, основой которого стал контраст белого и черного, создает романтическую приподнятость настроения. Композицию картины отличают равновесие форм, замкнутость, цельность. Люди и вещи составляют единый материальный мир. Камерная сцена лишена обыденности и переведена в план более возвышенный и торжественный. Будучи другом импрессионистов и демонстрируя свои произведения на их выставках, Сезанн рано обнаружил иное видение мира, определившее самостоятельный путь художника в искусстве.

Государственный Эрмитаж